Почему цена бензина в России не зависит от стоимости нефти?

06.03.2017 19:33

Дорожающий бензин при дешевеющей нефти — это навязший уже в зубах парадокс российской экономики, который на самом деле парадоксом, увы, не является. Так же, как, впрочем, не соответствует действительности и мнение о том, что цена бензина в России вообще никак не зависит от стоимости нефти.

На самом деле — связь между мировыми ценами на нефть и внутренними ценами на бензин в России имеется, только связь эта опосредованная и... нелинейная (так скажем).

Суть дела вот в чем... Если мы посмотрим из каких компонентов складывается ценник на бензоколонке, то увидим вот какую раскладку:

  • себестоимость добычи нефти - 6%;
  • акциз — 20%;
  • НДПИ — 8%;
  • прочие налоги — 26%;
  • доходы нефтяных компаний — 13%;
  • переработка и доставка топлива — 18%;
  • доходы АЗС — 9%.
  • То есть прямые расходы на добычу нефти как таковой и в самом деле сильно повлиять на цену бензина не могут: даже если они вдруг каким-то чудом снизятся на треть, то бензин от этого сможет подешеветь лишь на 2%.

    По-настоящему на цену бензина влияют прямые и косвенные налоги (которые в сумме составляют 54% от его цены) и расходы на транспортировку и переработку нефти (18% от цены бензина).
    И вот тут как раз и спрятано то самое «нелинейное» влияние мировых цен на нефть на цену бензина.

    Суть этого влияния состоит в том, что размер налогов и величина расходов на переработку нефти тоже связаны с ее ценой — но не прямо, а опосредованно, через курс рубля к доллару.

    Дело в том, что доходы от продажи нефти и газа составляют основные доходные статьи российского бюджета. Поэтому, когда мировые цены на нефть были высоки — рубль был крепок, когда цены упали — тогда вместе с падением доходов от экспорта упал и рубль.

    Поступления в бюджет сократились — и правительство вынуждено было начать увеличивать налоги (в первую очередь — косвенные, включая акцизы). В результате бензин вздорожал.
    Однако на этом «нелинейное» влияние мировых цен на внутренние, увы, не закончилось.

    Импорт, соответственно, тоже вздорожал (как и обслуживание валютных кредитов) — и тут во всей красе опять стала проявляться та самая «нелинейность».

    Мы ведь хотим увеличить глубину переработки нефти, чтобы ездить на качественном бензине? Хотим. И крупнейшие нефтяные компании — это наше хотение разделяют — как раз в 2011 году они приняли программу по модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов.
    Однако такая модернизация - это закупки нового оборудования за границей. А для таких закупок пришлось брать кредиты за той же границей. А потом известно, что было: падение цен на нефть, начавшееся в 2013 году. Чтобы обслуживать валютные кредиты, нефтяным компаниям потребовалось гораздо больше подешевевших рублей — и строчка «переработка и доставка топлива» во внутренней цене бензина тоже стала увеличиваться. Тем более, что сокращать строчку «доходы нефтяных компаний» эти самые нефтяные компании не желали.

    Да тут еще кризис на Украине, да санкции, да удорожание новых кредитов, да исчерпание государственного резервного фонда...

    В общем — бензин в обозримом будущем вряд ли подешевеет. Чтобы внутренние цены на него снизились нужно сделать много чего ... но это уже совсем другая тема.

    Подготовлено пресс-службой компании Premium-card.

    https://premium-card.ru/