5 ошибок начинающего руководителя

10.02.2017 15:58

Ошибки начинающего руководителяНаверняка вы не раз задумывались о том, почему в одной компании много толковых сотрудников и практически нет текучки кадров, а в другой работники меняются каждые полгода, но при этом удивительным образом оказывается, что каждый новый специалист хуже предыдущего. Одни начальники со спокойной душой отправляются в отпуск, зная, что за две недели их отсутствия фирма будет функционировать так же, как и всегда. Другие давно забыли, что такое выходные и отдых, однако работа стоит на месте и предприятие дышит на ладан. В одной компании прибыль постоянно растёт, в другой не могут справиться даже с такой мелочью, как активная переписка в соц. сетях. Перед вами пять самых распространенных ошибок руководителей:

1. “Я сам”

Задача любого начальника — руководить коллективом. Но многие руководители забывают об этом, думая, что никто не сможет выполнить какую-либо работу лучше, чем они сами, поэтому хватаются за всё и сразу и, разумеется, ничего не успевают. В лице самого себя они пытаются совместить обязанности бухгалтера, товароведа, консультанта, водителя, менеджера по продажам… И начинают буквально жить на работе.

Это одна из причин, почему дела в фирме идут неважно, а подчиненные безалаберно относятся к своим обязанностям. Ведь начальнику некогда думать о перспективах развития компании и управлять коллективом — он крутится, как белка в колесе, пытаясь справиться с колоссальным объёмом работы. Необходимо уметь делегировать полномочия и распределять обязанности между сотрудниками. Любой грамотный начальник рано или поздно приходит к этой мысли.

2. Отсутствие контроля над подчинёнными

Как только начальник отлучается по рабочим вопросам из офиса, работники тут же начинают заниматься посторонними делами: играют в компьютерные игры, обсуждают личные проблемы по телефону, а то и вовсе уходят “пообедать” часа на полтора. Многие умудряются заниматься этим даже тогда, когда начальник находится в своём кабинете.

Стараясь решить вопрос с контролем над подчиненными, руководители часто совершают вторую ошибку — пытаются организовать тотальный контроль над деятельностью своих сотрудников, бессмысленно растрачивая своё драгоценное время и теряя авторитет в глазах подчинённых. В конечном итоге, побеждает “мышка”, а работа превращается в увлекательные для подчиненных прятки.

Для организации контроля над рабочим временем своих подчиненных существует ряд необременительных технологий. Это и небольшие совещания-пятиминутки, организация планирования деятельности подчиненных, разработка жесткого функционала. Есть и ряд интересных методик управления персоналом — чего только стоит игра под названием “фотография рабочего дня”. Результаты впечатляющие и дисциплина в компании надолго выравнивается.

Ну и, наконец, помните — практиковать в компании “жёсткий менеджмент” тяжело, не всем он подходит. Но позаимствовать из жёсткой методики управления компании некоторые элементы иногда бывает очень полезно.

3. Невыполнение приказов сотрудниками

Неопытные руководители часто сталкиваются с тем, что подчиненные игнорируют распоряжения или исполняют их безалаберно. Чтобы избежать этого, придерживайтесь трёх правил:

  • Распоряжение должно быть сформулировано чётко. Однозначно должен быть определён ответственный за исполнение (и ничего, если исполнять указ будет весь отдел или даже Департамент).
  • Позаботьтесь о том, чтобы особо важные приказы и распоряжения были оформлены в печатном виде и доведены до каждого сотрудника.
  • И наконец, за неисполнение приказа должны следовать какие-то действия: выговор, денежное наказание, вплоть до увольнения. Помните, что наказание за неисполнение распространяется на всех. Здесь нет “чужих” и “своих”. Это позиция. Иначе готовьтесь к тому, что коллектив разделится на “чужих” и “своих”. И работники, вместо того, чтобы исполнять возложенные на них обязательства, будут искать возможность стать “своими”. Далее см. пункт 1.

4. Наличие у работников большого количества свободного времени

Повальное увлечение сотрудников курением и социальными сетями — головная боль многих компаний. Курящий работник ежедневно тратит на свою вредную привычку около двух часов рабочего времени, а ходят “подымить”, как правило, не поодиночке, а группой из двух-четырех человек. Вполне типичное явление во многих коллективах представляют дамы, которые регулярно гоняют чаи, без конца меряют кофточки-платьица, разглядывают косметику по каталогам.

Как ни странно, многие руководители не решаются вводить жёсткие ограничения, мотивируя это тем, что, к примеру, из-за запрета на курение могут уволиться ценные сотрудники. В таком случае можно либо ввести регламент, ограничивающий посещение курилки не более одного раза в два-три часа, либо ввести небольшие премии для некурящих сотрудников. Практика многих компаний показывает, что эти меры вполне эффективны.

Помимо директивных методов существует масса технологий, способных выявить наличие свободного времени у сотрудников компании. Задумайтесь над тем, почему у ваших подчиненных столько свободного времени? Возможно, стоит сократить одну или несколько должностей и передать обязанности уволенных работников другим сотрудникам.

5. Неумение подчинённых решать вопросы самостоятельно

Бывает и так, что столкнувшись с какой-нибудь проблемой, сотрудник даже не думает искать пути её решения, а сразу же идёт к руководителю. И вот уже начальник вынужден откладывать свои дела и думать за подчинённого, как эффективнее выполнить его работу.

Разумеется, речь идёт не о внештатных ситуациях, требующих немедленного участия руководства, а об обычных рабочих вопросах, вроде составления месячного отчёта по ассортименту продукции или корректировки базы поставщиков. Поэтому приучайте сотрудников не приходить к вам с проблемой до тех пор, пока у них не будут готовы несколько алгоритмов её решения. Вам останется только выбрать наиболее подходящие действия, а не продумывать их с “нуля”.

Большинство ошибок возникают от незнания руководителем общих принципов управления персоналом. Необходимо организовать и отладить рабочие процессы, глубоко понимать реальную обстановку, а также правильно мотивировать персонал. Только тогда ваш коллектив будет работать, как отлаженный механизм, и вы сможете создать вокруг себя эффективную команду. Помочь вам в этом призвано бизнес-наставничество.

Однако не ждите, что наставник “тучи разведёт руками”. Так вы ничему не научитесь. Опытный коуч прошёл предстоящий вам путь раньше, и не один раз. Он оценит ситуацию, поможет найти оптимальные варианты решения, поделится соответствующим опытом. Но внедрять полученные знания вам придётся самостоятельно. Наставник может только контролировать этот процесс — процесс становления нового Мастера.