Разработка HR-бренда: подробный гайд для компаний

19.04.2024 18:37

С устойчивым HR-брендом нанимать кандидатов, сократить затраты на рекрутинг и удерживать сотрудников становится проще. Обсудили с Ниной Борисенко, экс-директором по HR-маркетингу Skyeng, как построить эффективный HR-бренд.

Имя и репутация организации становится все значимее: в исследовании HH.ru 54% компаний рассматривают развитие HR-бренда как одну из ключевых задач, а 38% соискателей ориентируются при выборе работы именно на образ работодателя

Зачем развивают HR-бренд и в чем суть понятия

HR-бренд — инструмент для нематериального привлечения сотрудников. Из-за дефицита кадров условия на современном рынке труда определяют соискатели, а не работодатели, поэтому становится все сложнее привлекать кандидатов только финансами. Работодателям приходится создавать другие бонусы для найма лучших кадров.

Причины кадрового дефицита на рынке труда

Как помогает компаниям развитие HR-бренда

HR-бренд отвечает на вопрос кандидата «Почему стоит работать именно здесь». Продуманный образ работодателя позволяет:

  • рассказывать о своих ценностях и создавать положительную репутацию;

  • расширять воронку соискателей за счет нематериального поощрения: корпоративный английский, спортзал в офисе, ДМС со стоматологией;

  • формировать положительные отзывы от бывших и текущих сотрудников.

В итоге персонал компании не хочет увольняться, а соискатели при выборе работы при равных исходных данных склоняются к той компании, о которой знают больше позитивного. Так можно нанимать квалифицированных специалистов, уменьшить затраты на найм в среднесрочной перспективе и привлекать тех, кто разделяет ценности компании.

Пошаговая инструкция по развитию HR-бренда

Экс-директор по HR-маркетингу в Skyeng Нина Борисенко предлагает следующий путь построения HR-бренда:

Пошаговый план построения бренда

Расскажем подробнее про каждый из этапов.

Этап 1: формулируем цели

Нужно обозначить желаемый результат и показатели, по которым будет понятно, что результат достигнут. HR-руководитель должен правильно описать стратегическую цель в зависимости от размеров, ниши и этапа развития компании.

Как стоит и не стоит формулировать цель

Этап 2: определяем контрольные показатели и записываем результат

После определения цели важно собрать ключевые показатели в точке А, спрогнозировать количественно и качественно точку Б, а также определить примерный срок ее достижения.

Примеры желаемых результатов, которые можно достичь построением HR-бренда

Этап 3: собираем информацию про внешний и внутренний HR-бренд

Исследования внутреннего и внешнего бренда поможет комплексно описать текущую ситуацию в компании. Разберемся подробнее в каждой составляющей анализа.

Структура анализа HR-бренда

Информацию из исследования можно помещать в отдельный файл, чтобы выделять повторяющиеся тезисы, необычные идеи и определять сильные и слабые стороны бренда. Их лучше описывать количественно: например, из 210 сотрудников 170 выделяют гибкое начало рабочего дня; 130 сотрудникам нравятся обучение в командах и прозрачность карьерного пути. Эти тезисы станут основой для формирования EVP бренда.

Этап 4: создаем ценностное предложение компании (EVP)

EVP формируется из факторов, которые привлекают и демотивируют в работе в компании. Частью EVP является платформа бренда, которая содержит его философию, миссию, ценности, позиционирование.

Суть EVP бренда

Этап 5: собираем воедино все составляющие HR-бренда

Чтобы у компании появился HR-бренд, нужно собрать воедино информацию о:

  • отличительных чертах компании;

  • философии, ценностях, миссии, стиле управления, отношении к сотрудникам, материальных и нематериальных поощрениях, например, если вы выдаете ноутбук для работы, организовываете образовательные мероприятия;

  • разработать брендбук, куда включить все от идеологии компании до визуальных правил;

  • tone of voice компании — стиле, в котором компания будет представлена в медиапространстве

Этап 6: Внедряем разработанный HR-бренд и формируем коммуникационную стратегию

Коммуникационная стратегия — широкое понятие, которое содержит правила разработки рекламных материалов, написания ответов на комментарии в соцсетях и отзывы, представления компании в медиа и написания вакансий. В узком смысле это ряд способов, которыми компания пользуется, чтобы рассказывать о своих целях и ценностях сотрудникам и соискателям.

Как компании проявляют стратегию:

  • предоставляя информацию на образовательных платформах;

  • создавая корпоративные сайты;

  • используя карьерные лендинги или страницы на job-бордах;

  • инициируя онлайн или офлайн мероприятия;

  • создавая почтовые рассылки или рассылки в мессенджерах;

  • общаясь с кандидатами и сотрудниками в соцсетях.

Этапы 7 и 8: Собираем обратную связь и корректируем недостатки

После проведения первых HR-активностей, можно оценить вложенные усилия и свериться с поставленными целями. Если нужные результаты достигнуты — можно планировать новые вершины. Если что-то не получилось — важно оценить работу ретроспективно, найти недостатки, исправить их и замерять изменения снова.

Кому поручить развитие HR-бренда

HR-бренд может разрабатывать нанятый HR-аналитик, а можно поручить задачу текущему менеджеру по найму или специалисту с похожим опытом и интересом погрузиться в задачу. Многое зависит от финансовых, временных и кадровых ресурсов компании.

Какие инструменты выбрать для совершенствования HR-бренда

Выбор инструмента зависит от цели компании, сферы, в которой она работает, и доступных ресурсов. С «синими воротничками» эффективнее работать при помощи брошюр, баннеров, радио- и ТВ-рекламы. Для привлечения и удержания офисных сотрудников в офис или на гибридный формат лучше вести корпоративный блог в мобильном приложении компании или на карьерном сайте и делиться регулярными рассказами о плюсах работы в социальных сетях.

Варианты для построения HR-бренда

Чем помогает правильно выстроенный бренд работодателя

С устойчивым HR-брендом воронка найма будет выглядеть так:

Путь кандидата от первого знакомства до найма

HR-бренд помогает доносить до нынешних и будущих сотрудников ценность работы в конкретной компании. Если над репутацией работодателя постоянно работать, она качественно улучшая работу остальных сфер компании, включая маркетинг и коммуникацию с клиентами.