Проверка контрагентов онлайн — как понять, что вас обманывают
Для проверки контрагентов у бизнесменов существует множество возможностей. Сведений, которые предоставляют интернет-сервисы для сбора данных физическим лицам и компаниям, вполне хватит для оценки благонадежности вашего бизнес-партнера.
Следует учитывать, что эти данные берутся из открытых источников (ФНС или Федресурс, например), но их много, поэтому вручную проверка даже одной компании займет у вас прилично времени. При этом представителям некоторых категорий бизнеса приходится проверять сотни и тысячи организаций и физических лиц. Например, это банки, которые должны оценивать заемщиков.
Обстоятельная регулярная проверка ваших бизнес-партнеров даст вам возможность избежать вызовов на разъяснительные беседы в Федеральную налоговую службу. Это может случится, если выяснится, что ваш контрагент окажется замеченным в уклонении от уплаты налогов или каких-либо аферах.
Сбор и анализ информации о контрагентах в большинстве случаев начинается с оценки следующих факторов:
- регистрационные данные юридического лица (содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, стоит обратить внимание на адрес, директора, учредителей, имела ли место смена руководства, уставной капитал и т.д.);
- полномочия подписанта (в процессе проверки контрагента необходимо выяснить, есть ли у лица, подписывающего договоры, соответствующие права);
- репутация (отзывы в интернете и публикации в СМИ о компании дадут много информации к размышлению);
- бухгалтерская отчетность (вы выясните, как у компании идут дела, и сможет ли бизнес-партнер выполнить свои обязательства);
- бенефициары (проверка контрагентов подразумевает также выявление бенефициарных владельцев — настоящих хозяев компании);
- возможность бизнес-партнера поставлять товары или услуги в полном объеме;
- наличие необходимых разрешений и лицензий.
Недобросовестные контрагенты — как вас могут обмануть
Необходимо учитывать, что даже самая тщательная и пристрастная проверка юридических лиц, включая сбор данных по директорам и учредителям, не даст вам гарантий выполнения ими своих обязательств или отсутствия проблем в будущем.
Смысл в том, чтобы сразу отсечь 100% подозрительные и просто неподходящие по разным показателям варианты, а также оперативно отслеживать положение дел у ваших действующих бизнес-партнеров (для этого сервисы для проверки контрагентов предоставляют функцию мониторинга изменений в реальном времени). При этом, к сожалению, никто не может гарантировать, что ваши бизнес-партнеры когда-либо в будущем не попытаются вас обмануть.
Чтобы минимизировать бизнес-риски, мы познакомим вас с самыми популярными способами обмана со стороны недобросовестных контрагентов, чтобы вы были начеку, и ваш бизнес не пострадал.
Регистрация «левой» фирмы для мошеннических действий
Часто бывает так, что компания заведомо регистрируется для обмана других юридических лиц и простых людей. Очень часто аферисты требуют предоплату или авансовый платеж, и потом просто «уходят в туман».
Косвенный признак такого плана — чрезмерно активная позиция контрагента, он «кует железо, пока горячо», изо всех сил торопит с заключением сделки, просит предоплату, поскольку якобы его самого торопят поставщики. Цель такого поведения может быть в том, чтобы не дать вам времени на должную проверку контрагентов и оценку других вариантов.
Вы можете столкнуться с мошенничеством даже со стороны контрагентов, с которыми уже сотрудничали много раз, и никаких проблем в прошлом не было. В какой-то момент они вас просят перевести средства на счета новой фирмы — их филиала, дружественной организации или партнера. После этого ни своих денег, ни товара или оплаченных услуг вы не увидите.
Во избежание таких ситуаций при проверке контрагентов обращайте внимание на следующие нюансы, которые характерны для фирм-однодневок:
- номинальные директор и учредители;
- отсутствие возможности связаться с руководством по адресу, указанному в ЕГРЮЛ;
- нет доказательств ведения финансово-хозяйственной деятельности (счета-фактуры, чеки и т.д.);
- отказ предоставить сведения о складах, ресурсах и других необходимых активах.
Анализируем аффилированность — способы обмана с помощью связанных компаний
В процессе проверки контрагента необходимо обратить внимание на его связи с другими организациями и физическими лицами через директоров и учредителей.
Часто бывает так, что несколько фирм работает по упрощенной системе налогообложения (УСН), что дает им право на вычет НДС. То есть, у них есть возможность платить намного меньше налогов. Хотя по факту они приносят прибыль одним и тем же людям и занимаются одной и той же деятельностью. В соответствии с законом это должна быть одна компания, работающая на общей системе налогообложения (ОСНО).
В случае проверок со стороны ФНС в таких случаях им придется доказывать экономическую оправданность дробления бизнеса, а если вы сотрудничаете с такой организацией, Федеральная налоговая служба заинтересуется и вами.
Аффилированные компании также могут использоваться для повышения шансов на победу в случае с госзакупками. К примеру, подают заявки на конкурс 10 компаний, из которых 5 принадлежат одним людям, хотя сразу это и не ясно. Естественно, есть целых 50% шансов, что контракт уйдет к одной из этих организаций.